Культовый советский кинорежиссер Георгий ДАНЕЛИЯ: «В юности Обама, говорят, мой фильм «Кин-дза-дза!» посмотрел и так его полюбил, что на все вопросы отвечал: «Ку»
В своей автобиографической книге «Безбилетный пассажир» легенда не только советского, но и, без преувеличения, мирового кинематографа кинорежиссер Георгий Данелия признался: что такое слава, он еще в далеком 47-м почувствовал, когда в девятом классе организовал школьный джаз. «Состав собрал: две скрипки, аккордеон, рояль и три конферансье, сам руководителем и ударником был... Нот я не знал, но поскольку в боксерской секции занимался, за меня все охотно проголосовали...».
Через полгода джаз запретили, однако Гия и компания не унывали — в репертуар польку, краковяк и другие «танцевальные ритмы» включили, а то, что раньше как джазовые композиции исполняли, пародией на джаз назвали — и пошли «пародировать» везде, куда приглашали. На вечерах в московских женских школах, на свадьбах и праздниках выступали — словом, концерты, как заправские звезды, давали, а младшие школьники за право носить за лидером бэнда тарелку и барабан буквально дрались.
Конечно, о том, что сын — личность творческая, родители знали. «Надо его во ВГИК отдать», — сказал отец, когда я школу окончил. «Почему во ВГИК?» — удивилась мама. «А куда же его, дурака, еще девать?» — описывает диалог родителей режиссер. В киношную среду попасть Георгию, казалось, было совершенно не трудно: мама, Мэри Анджапаридзе, — второй режиссер на «Мосфильме», родная тетя — великая актриса Верико Анджапаридзе, ее муж — легендарный режиссер Михаил Чиаурели, который дружбу не просто с сильными мира сего — с самим Сталиным — водил, однако по простому, казавшемуся таким естественным, пути Гия не пошел — в архитектурный поступил, окончил его и на работу по специальности устроился.
«По распределению я в ГИПРОГОР (Институт проектирования городов) попал, в мастерскую перспективной планировки, — вспоминает Данелия. — Мы там решали, как города страны в течение ближайших 25 лет должны развиваться, но пока в Москве чертили — они там на месте строили. Мы не представляли, что они строят, а им плевать было на то, что мы чертим». Такая работа темпераментному грузинскому парню быстро наскучила и в бесцельную обязаловку превратилась: пришел, отбыл, ушел, но, к счастью, маялся Георгий недолго — изменить кардинально судьбу забавный случай помог.
Однажды Данелия с товарищем уснувшего на улице пьяницу поднять попытались, однако вставать тот не собирался и ворчал, что ни в какой помощи не нуждается, просто прилег поудобнее — газету почитать. Как заядлого «читателя» зовут, Георгий даже не спросил, хотя потом не раз об этом жалел — иначе, кого благодарить, знал бы.
«Если бы тогда этот тип нам на глаза не попался, — признается режиссер, — может, жизнь моя на следующие полвека иначе сложилась бы. Не было бы бесконечных бессонных ночей и сердечных приступов, не выкуривал бы по три пачки сигарет в день, не увидел бы полярное сияние в Арктике и миражи в Каракумах, внучки не хвастались бы тем, что они мои внучки, а композитор Гия Канчели не подарил бы мне заграничную курточку из чистого хлопка... Дело в том, что пьяный «Советскую культуру» читал, а там заголовок был: «Мосфильм» объявляет набор на режиссерские курсы».
С этих курсов, куда моего собеседника в первую очередь за блестяще нарисованные чертежным карандашом раскадровки взяли (как-никак архитектор, а рисовать архитектор обязан), все и началось. В 1960-м Георгий Данелия и его сокурсник Игорь Таланкин первый фильм выпустили — «Сережа», главные роли в котором по счастливой случайности звезды всесоюзного масштаба Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева, знаменитые Отелло и Дездемона, сыграли...

Теперь, кто такой Данелия, и стар и млад знает, причем не только на территории бывшего СССР. «Фамилию мою, — смеется Георгий Николаевич, — произносили везде по-разному. В Италии — Данела, в Армении — Данелян, в Израиле — Даниэль, в Мексике — Данила, а в армии — Данеля», однако всюду (разве что кроме армии) она полным и окончательным синонимом к слову «комедия» остается. Не та причем, во время которой просто смеяться хочется, а та, которая задуматься заставляет.
О чем его «Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза» и от кого или от чего герой «Осеннего марафона» бежит, сказать сложно — может, поэтому мы все никак не устаем эти и другие фильмы Данелии пересматривать, каждый раз находя в них для себя новые мысли, новые смыслы, новые вопросы, ответов на которые по-настоящему гениальный художник никогда не даст. Почему? А он сам их всю жизнь ищет...
«Софико Чиаурели я спросил: «А кого ты играть у меня могла — Афоню?»
— Георгий Николаевич, добрый вечер, я счастлив, что мы, наконец, после нескольких лет ваших отказов от интервью по состоянию здоровья у вас дома, в прекрасном историческом центре Москвы, встречаемся. Знаете, я очень уважал вас как режиссера, а теперь еще и как человека полюбил, потому что с упоением ваши автобиографические книги прочитал. Мне кажется, то, что режиссером вы станете, наверное, свыше предопределено было, поскольку с такой родословной деваться ну просто некуда: тетя — одна из самых гениальных актрис ХХ века Верико Анджапаридзе, двоюродная сестра — Софико Чиаурели, которую вы, кстати, всего один раз сняли, да?
— (Разводит руками).
— Почему же несправедливость такая?
— Однажды какая-то передача была, где мы первый (оказалось, что и последний) раз вместе участвовали, и она мне в эфире ваш вопрос задала: «Почему же ты меня не снимал?».
— Только в «Не горюй!» пригласили...
— Я спросил: «А кого ты играть у меня могла — Афоню?» (улыбается).
Из книги Георгия Данелии «Безбилетный пассажир».
«Из рассказов Михаила Чиаурели. Красавицей Верико не была, но в ней столько шарма было, что мужчины сходили с ума. Поклонников у нее очень много было, но она молодого скульптора, обаятельного красавца Михаила Чиаурели полюбила, и он в нее влюбился и ради нее жену и ребенка оставил. Отец Михаила Эдишер, тбилисский зеленщик, долго не мог сына за это простить, а о Верико даже слышать не хотел: «Чтобы я никогда в глаза эту шлюху не видел!».
Чиаурели на стажировку в Германию послали, Верико с ним поехала и из Германии раньше мужа вернулась. В Германии Михаил подарки родителям купил и попросил Верико отцу его их отнести: «Когда он тебя увидит, меня простит — вкус у него есть».
Верико самое скромное платье надела, туфли без каблуков, гладко причесалась, на голову платок накинула и к свекру пошла.
Старый Эдишер — в шлепанцах, в заправленных в шерстяные носки сатиновых брюках и в рубашке навыпуск — в тбилисском дворике на ступеньках веранды первого этажа сидел и перебирал четки. Верико подошла и кожаный саквояж с подарками перед ним поставила.
— Здравствуйте, батоно Эдишер. Это вам ваш сын Миша из Германии прислал.
— Спасибо. А ты кто?
— Я та самая Верико, батоно Эдишер.
Эдишер внимательно Верико оглядел.
— Да... — тяжело вздохнул. — Теперь Мишу я понимаю. Ты такая красивая, такая хорошая... Разве можно в тебя не влюбиться?
Верико засмущалась и, чтобы поменять тему, сказала:
— Батоно Эдишер, здесь вот Миша кое-что вам купил и для мамы — шаль.
— Да? Спасибо, милая. Сейчас мы ее позовем... Соня! Соня!
— Что хочешь? — с веранды третьего этажа мать Чиаурели выглянула.
— Иди сюда! Мишина блядь приехала!
...Верико вся Грузия гордилась — она величественной и мудрой, как царица, была. Когда Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев Грузию посетил, встречать его Верико попросили.
Но она и другой была — простой и заботливой. Если я приходил, а Верико была дома одна, она накрывала на стол, ставила тарелки, несла суп... Мне даже хлеб нарезать не давала:
— Сиди. Я женщина.

Заботилась она обо мне, как мать. После желчного перитонита мне строгая диета была прописана, но когда в Тбилиси я приезжал, естественно, все время меня в гости приглашали. Только просили: «Пусть Верико ничего не знает!». Верико боялись — она очень за мной следила и виновникам нарушения моей диеты по полной программе выдавала: «Гиечка легкомысленный, но вы-то должны понимать, что кутить ему вредно!».
— Отец Софико Михайловны, знаменитый кинорежиссер Михаил Чиаурели, был к Сталину близок, и она мне рассказывала, как папа с очередных ночных посиделок с вождем в фуражке генералиссимуса приехал и они до утра тряслись, переживая, что же будет. Утром от Сталина пришли и вежливо попросили: «Фуражку отдайте, пожалуйста» — вот так Чиаурели и вождь головными уборами поменялись... Вам Михаил Эдишерович о своем общении со Сталиным что-то рассказывал?
— Вы знаете, до войны, точнее, до 38-го года, мы в бараке — здесь недалеко, у Красных ворот — жили, там у нас комната с отдельным входом была. Когда Чиаурели приезжал, останавливался у нас (это потом уже — в гостинице «Москва»), и если от Сталина возвращался, к нам домой приходил...
— ...в барак...
— ...да, и машина за ним тоже туда заезжала. Потом раза два — уже в коммунальной квартире мы жили — у нас в гостях он был: туда тоже машина за ним приезжала, и эти рассказы — о встречах со Сталиным — я слышал, ведь уже в сознательном возрасте был.
Из книги Георгия Данелии «Тостуемый пьет до дна».
«Чиаурели нередко на дачу к Сталину приглашали, а ужинал Сталин ночью, и Чиаурели под утро возвращался и часто не в гостиницу ехал, а к нам заезжал, чтобы впечатлениями поделиться. Из его рассказов мне запомнилось, что Сталин на гитаре играет и городские романсы поет, что спит на диване и на стул настольную лампу ставит, а еще, что суп из супницы гостям сам разливает, половником».
— Сталин, по его мнению, хорошим был человеком?
— Ну, если честно, вряд ли кто-то в то время сказать мог, что Сталин плохой, и, насколько я помню, вроде бы все окружающие искренне его любили. Сейчас же, как выясняется, не могу кого-либо найти, кто бы к нему с уважением относился (смеется)...
— ...хотя и такие есть...
— Конечно, Чиаурели Сталина не ругал...
— ...но он очарован им был, восхищен?
— Вы знаете, как-то даже говорить об этом не принято было. Восхищен — это Иисусом Христом, а тут — ну, видел, общался...
«Пил Сталин мало — за вечер бокал вина, всем гостям суп и вино сам наливал, и еще на гитаре играл и пел — и романсы, и грузинские песни затягивал»
— Вы, тем не менее, спрашивали дядю, какой Сталин в жизни, — они же много общались, выпивали...
— Ну, во-первых, Сталин не пил — выпивал очень мало, за вечер бокал вина...
— Чиаурели у него тамадой был?
— Нет, но когда приходил, ему фужер коньяка наливали и говорили: «За товарища Сталина!», поэтому дальше он уже не все помнил, хотя единственным был, кто со Сталиным спорил. Другие боялись, нельзя было, а дядя воскликнуть мог: «Я лучше знаю!», хотя потом сидел и думал: «Господи, зачем я это сказал?» (улыбается). Рассказывал, что Сталин всем гостям суп и вино сам наливал, и еще меня очень удивило, что он на гитаре играл и пел. Слабеньким голосом, но несколько аккордов знал — и романсы, и грузинские песни затягивал. В общем, по рассказам Чиаурели, вроде такой доброжелательный, гостеприимный...
— ...дедушка был...
— ...да, но как-то раз дядя очень напуганный к нам пришел. Тогда на Шостаковича навалились: дескать, музыку, для народа непонятную, пишет, а Чиаурели с Шостаковичем дружил и за него заступиться решил. Когда в очередной раз у Сталина был, обмолвился, что в Союзе композиторов на Шостаковича нападают, критикуют, а это же лучший наш композитор... «Но он же музыку, непонятную для народа, пишет», — произнес Сталин. «Но это хорошая музыка», — возразил Чиаурели, и вдруг в глазах Сталина какую-то страшную бездну увидел. Сталин повторил: «Хорошая музыка не может быть непонятна народу». Дядя вспоминал: «Сталин так на меня посмотрел, что выдержать его взгляд я не мог, — это был совсем другой человек, не тот, с которым в стольких застольях участвовал!».

Я кого-то из соратников Сталина читал (уже не помню, чьи это воспоминания были), но он тоже писал: когда Иосиф Виссарионович еще малоизвестным революционером Кобой в тюрьме, в Баку, был, даже если тихим голосом говорил, почти шепотом, все уголовники слушали. Каким-то особым магнетизмом он обладал...
Из книги Георгия Данелии «Тостуемый пьет до дна».
«Когда Сталин умер, его рядом с Лениным положили, а на гранитной плите над входом в Мавзолей написали: «Ленин — Сталин». Ну а потом подумали-подумали и решили Сталина оттуда убрать.
В 1956 году в Тбилиси, в садике на набережной возле памятника Сталину, по этому поводу митинг собрался. Ораторы говорили, что Сталина надо в Мавзолее оставить, что он такой же хороший, как Ленин (таким плохим, как Сталин, Ленин намного позже стал).
В тот же день Мжаванадзе Хрущев позвонил и предупредил, что если он — Мжаванадзе — немедленно порядок не наведет, то он — Хрущев — всех грузин в Казахстан депортирует, куда Сталин чеченцев и ингушей депортировал.
Министр МВД Грузии предложил митингующих водометами разогнать, но Мжаванадзе не согласился: там пожилые люди, дети — простудятся. «Два-три дня поговорят-поговорят и по домам разойдутся». Василий Павлович, боевой генерал и лихой вояка, в жизни был человеком мягким, но министр внутренних дел Грузии всесоюзному министру подчинялся и водометы все-таки применил. Правда, чтобы своего первого секретаря ЦК не обидеть, не на большом митинге — у памятника Сталину, а на малом — в сквере у оперного театра, но когда вода в пожарных машинах кончилась, митингующие снова в садик вернулись.
На другой день утром (митинг три дня продолжался) к памятнику грузовик подъехал, в кузове которого, обнявшись, Ленин и Сталин стояли, — драматический театр города Гори актеров в костюмах и гриме вождей пролетариата командировал.
Распорядитель митинга объявил в микрофон: единомышленники из Гори Ленина и Сталина прислали, чтобы все видели — Ленин и Сталин друг друга любили! И Ленин Сталина верным ленинцем считал!
— Пусть Ленин Сталину руку пожмет! — крикнули из толпы.
И Ленин пожал Сталину руку.
— Пусть поцелует! — попросили.
И Ленин поцеловал Сталина.
— И Сталин тоже пусть Ленина поцелует! — потребовали собравшиеся.
И Сталин поцеловал Ленина.
— Пока не разденутся и не лягут, у них ничего не получится! — крикнул кто-то.
Все засмеялись.
— Прошу цирк не устраивать! — распорядитель митинга сердито по микрофону постучал, — мы здесь важные вопросы решаем!
Слово поэту предоставили, который свои стихи о Сталине прочитал.
Ленин и Сталин в кузове грузовика весь день простояли. Ленин время от времени вперед правую руку выкидывал (как это актер Щукин в фильме «Ленин в Октябре» делал) и выкрикивал: «Да здравствуют Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин!», а Сталин трубку посасывал и медленно, по-сталински, по грузовику расхаживал — два шага туда, два — обратно (как это в фильме «Падение Берлина» актер Геловани делал). Изредка Сталин с кузова слезал, за грузовик прятался и, жадно затягиваясь, сигарету «Дукат» выкуривал (трубкой он затягиваться не умел — кашлял).
На следующий день митинг продолжился. С утра Ленин и Сталин на боевом посту снова стояли. К митингующим тбилисцам приехавшие из других городов «сталинисты» присоединились. Однорукий старенький полковник из Краснодара сказал, что речь написал, но читать ее не будет, просто пару вопросов Владимиру Ильичу задаст.
— Ленин, а Ленин! Сюда смотри! Вот скажи народу, кто для тебя Мавзолей построил?! Кто?!
— Сталин? — неуверенно спросил Ленин.
— А все твои заветы кто выполнил? Пушкин?
— Зачем Пушкин? Товарищ Сталин Иосиф Виссарионович, — сказал Ленин с грузинским акцентом.
— А теперь, когда его из Мавзолея выносят, почему ты молчишь?!
— Я? — растерялся Ленин.
— Ты на меня смотри, чего глазами бегаешь?! Народу отвечай, почему?!
— Потому что он умер! — выручил Ленина Сталин.
— Правильный ответ! В этом все дело! Ленина нет, Сталина нет, и этим ревизионисты и антимарксисты воспользовались! Я предлагаю заявление написать и в Китай товарищу Мао Цзэдуну его послать...
— Товарищ полковник, — остановил его осторожный распорядитель, — не отклоняйтесь от темы.
В середине дня Сталин посмотрел на часы, кряхтя, с грузовика слез (ему за 70 было), к распорядителю подошел и что-то ему на ухо шепнул.
— Товарищи, — обратился распорядитель к народу, — Сталин просит, чтобы мы его отпустили, у него вечером спектакль. Отпускаем?
— Нет! Не отпускаем!
Тогда Сталин взял микрофон и взмолился:
— Товарищи, замены у меня нет — спектакль сорвется! Разрешите отлучиться! Очень прошу!
— А Ленин?
— Ленин остается, Ленин будет с вами! — воскликнул Сталин. — Робик, подтверди! — обратился он к Ленину.
— Ребята! — закричал Ленин. — У меня на этой неделе спектаклей нет! Я все время буду здесь с вами стоять! Сколько скажете — столько и буду!
— Поклянись! — потребовали из толпы.
— Мамой клянусь! — закричал Ленин.
Кончилось все трагично. По приказу из центра в город вошли войска МВД. Были убитые».
«За столом во главе со Сталиным члены Политбюро сидят, и вдруг небритый человек в мятом кителе Сталина заходит, на Сталина совершенно не похожий...»
— В фильмах Чиаурели «Великое зарево», «Клятва», «Падение Берлина» и «Незабываемый 1919 год» Сталина артист Михаил Геловани играл — с Иосифом Виссарионовичем лично знаком он был?
— Ну, эту историю я знаю, поскольку тогда-то уже совсем взрослый был (улыбается). Геловани Сталина все время играл, а в жизни так и не видел, и постоянно Чиаурели упрашивал: «Дайте мне хоть посмотреть, какой он, а то только в хронике вижу...». Ну и Чиаурели разыгрывать его стал: Геловани якобы от Сталина звонили и говорили: «Товарищ Геловани, с вами товарищ Сталин встретиться хочет, но чтобы общение в неформальной обстановке проходило, нужно отдельный кабинет в ресторане «Арагви» заказать...
— ...и он заказывал?
— Да, но приходил туда, естественно, не Сталин, а Чиаурели с компанией — раза два такое было. В итоге, когда дядя со Сталиным в одной машине на дачу ехал, он таки сказал, что Геловани познакомиться с ним мечтает, и Иосиф Виссарионович ответил: «Давайте его позовем». А я у Геловани бывал — он так долго Сталина играл, что костюмы, в которых снимался и которые ему отдавали, чем-то вроде пижамы ему служили.
— Мания величия началась?

— Нет, просто «сталинский» китель дома носил. Очень отзывчивый, обаятельный человек, на свой экранный образ совершенно не похожий, — кутить любил...
— ...на широкую ногу жить...
— ...щедрый, открытый, любимец общества. Киноактеры его обожали, потому что он всем все устраивал — авторитет почти как у самого Сталина имел. Квартиры, детские сады пробивал, многим помог (когда хоронили, столько добрых слов о нем сказали), и тут ему звонят: «Товарищ Геловани? Товарищ Сталин на дачу вас приглашает. Мы за вами через 40 минут заедем — будьте готовы». Он: «Хорошо-хорошо, начинаю готовиться» — и на диван улегся — к розыгрышам-то привык... Какой-то полковник, в общем, приехал, в дверь звонит — Геловани, небритый, в сталинском кителе, открывает. Полковник удивленно: «Вы прямо так поедете?» — мол, может, ты хоть побреешься? — а Геловани: «Да!». Полковник плечами пожал, спускаются они, Геловани смотрит — машина какая-то подозрительная — черный лимузин «паккард»...
— ...не Чиаурели явно...
— Геловани удивился, конечно, но решил, что Чиаурели и «паккард» добыть смог. Сели в машину, полковник взял трубку и сказал: «Седьмой, я третий, еду». Телефон в машине Геловани смутил, а когда регулировщики стали автомобилю честь отдавать, Геловани заволновался всерьез. «Извините, а куда мы едем?». — «К товарищу Сталину». — «Ради Бога, давайте вернемся — мне надо переодеться, побриться...». — «Поздно». Чиаурели рассказывал мне: «За столом во главе со Сталиным члены Политбюро сидят, и вдруг небритый человек в мятом кителе Сталина заходит, на Сталина совершенно не похожий. Сталин на секунду взгляд на него перевел, глаза отвел и больше в его сторону уже не смотрел...
— Но хоть за стол его пригласили?


— Да, никто его не выгонял, разумеется, но после этого — запрет его в роли Сталина снимать везде! Сталина Алексей Дикий играть начал, а Михаил Геловани не у дел остался и в довольно-таки плохом финансовом состоянии оказался: жить ему было не на что.
Из книги Георгия Данелии «Тостуемый пьет до дна».
«Геловани безработным стал и очень нуждался, и Чиаурели попало — после того как фильм о Сталине «Незабываемый 1919 год» в прессе разгромили, он несколько лет ничего не снимал.
Когда Сталин умер, Чиаурели за пропаганду культа личности в Свердловск выслали хроникальный фильм о выплавке чугуна снимать.
Перед отъездом дядя Миша пришел к нам и долго, часа четыре, романсы на магнитофон пел, на всякий случай (некоторые из этих русских романсов я услышал впервые и не слышал потом никогда). Эту пленку я бережно в ящике письменного стола хранил, а через несколько лет, когда кому-то послушать хотел дать, она рассыпалась — советские пленки не сохранялись».
«Обаме я позвонить пытался, но время у нас разное, никак состыковаться не можем»
— Вы знаменитейший режиссер, народный артист Советского Союза, лауреат нескольких Государственных премий, обладатель едва ли не всех возможных призов международных фестивалей — я даже не знаю, у кого из ваших коллег столько еще наград...
— (На шкаф показывает). Вон они все стоят...
— Евгений Леонов о вас сказал: «Кто такой Георгий Данелия? Это просто добрый человек — и талант его добр, и фильмы его добрые», а вы вот недавно заметили: «Кино стало злее, мощный натиск агрессии идет. Сейчас вообще время тотальной агрессии...». Это действительно так? Вас как художника это тревожит?
— Вы знаете, это не только в людях — это в атмосфере разлито. У меня такое странное чувство в 90-х годах было... Вечером я с собачкой гулял, и мне страшно было — вот иду по улице, вроде нет никого, а страшно. Или компания навстречу — и тоже страшно: они агрессивно идут, или к отпору готовые, или к нападению. С тех пор такое чувство и появилось — не то чтобы страха, но опасности, и вот я в Израиль поехал — мы «Паспорт» снимали. Там очень много арабов тогда было — и на улицах Тель-Авива, и на базаре. Сейчас их в таком количестве нет, хотя ситуация и нынче напряженная, но там я тогда вечером выходил — и страшно мне не было! Я анализировать стал и к выводу пришел, что у нас ярость, агрессия, злоба как-то накапливается. Во всем мире, куда бы ты ни приехал, — в номер зашел, и тебе спокойно, а в Москве вроде и номер не хуже, и гостиница хорошая, но этого спокойствия нет. Что же касается искусства... Я давно внимание обратил, что в американском кино, если один полицейский нехороший, второй обязательно хороший, или афромериканец — по-нашему негр: если плохой есть, обязательно есть и хороший.
— Политкорректность...
— И чем это кончилось? Президентом темнокожего выбрали — вот так искусство сработало! — а когда впервые в Америку я попал, темнокожих в какие-то рестораны даже не впускали...
— Это вообще правда или легенда красивая, что Обама с вашим искусством знаком?

— Бог его знает: я ему позвонить пытался, но время у нас разное, никак состыковаться не можем (улыбается). Кто-то из программы «Серебряный дождь» с офисом Обамы, типа, связался, и там сказали, что в юности он фильм «Кин-дза-дза» посмотрел и так его полюбил, что на все вопросы отвечал «ку». Все, кто над этой картиной работал, уверены, что это правда, а те, кто нам завидуют, говорят, что выдумка.
— Вы как-то признались, что все ваши фильмы — сказка, а какая из этих сказок самая у вас любимая, какое дитя?
— Вы знаете, в отличие от детей это меняется (улыбается) — то один фильм под настроение нравится, то другой... Я, скажем, картину «Слезы капали» очень люблю, которая мало известна, — большого проката у нее не было...
— Грустный такой фильм...
— Тогда очень тяжелый год у меня был: трагедия с сыном (сын Георгия Данелии Николай — кинорежиссер, поэт и художник — трагически погиб вследствие увлечения наркотиками. — Д. Г.), ужасное настроение, я долго болел, а после болезни вышел — и такая вот картина получилась. Я там себе как режиссер кое-какие задачи поставил, и выполнить их, слава Богу, удалось — этого, может, никто не замечает, но для меня как художника это очень важно.
— Когда телевизор включаете, а там ваша лента идет, смотрите?
— Нет. Смотрел, когда они выходили, затем на кинофестивалях, причем в обычный зрительный зал ходил...
— ...чтобы реакцию видеть...
— ...да, а по телевизору уже нет, потому что качество не то, звук не тот, и, мало того, ты сидишь и один смотришь, а в памяти — зал на полторы тысячи человек, и поскольку фильмы с юмором получились, то хохот...
— ...то слезы...
— Ну, слез не слышишь...
— ...но чувствуешь...

— ...а хохот слышишь. Я как-то одну из своих картин с Андроном Кончаловским смотрел, он вышел и говорит: «Как я тебе завидую! Я, когда свой фильм в кинотеатре смотрю, понятия не имею, понравился он зрителям — не понравился, а ты по хохоту определяешь» — я к этому привык, а в тишине...
— ...вам просто неинтересно, наверное...
— Нет, просто не хочу, и «Кин-дза-дза!», скажем, лет 25 не видел.
«Недавно «Мимино» включил, от начала до конца посмотрел, и мне эта картина понравилась»
—О чем же там речь, простите, вы помните? Если столько лет не смотрели...
— Помню (смеется) — память у меня хорошая, а недавно вот «Мимино» включил — качество не такое уж паршивое... От начала до конца посмотрел, и мне эта картина понравилась, хотя в свое время я понимал, что по сравнению с «Совсем пропащим», или «Не горюй!», или с тем же «Осенним марафоном» она проигрывает — как произведение, с профессиональной точки зрения. Только сейчас понял, почему ее бесконечно показывают: в ней какой-то...

— ...оптимизм заложен...
— Какой-то секрет есть, что оторваться невозможно, хотя все уже наизусть знаешь, и еще, мне кажется, людям простых, добрых, человеческих отношений не хватает, ведь нормальные человеческие отношения — они и есть добрые.
Из книги Георгия Данелии «Кот ушел, а улыбка осталась».
«Ночью из Одессы представитель «Мосфильма» на фестивале «Золотой Дюк» мне позвонил — извинился, что так поздно, но так соединили, и возмущенно сообщил, что они здесь, на этом фестивале, «Мосфильм» дискриминируют. Фонду Ролана Быкова для самого Быкова двухэтажный номер с сауной и бильярдной выделили, а «Мосфильму» для Георгия Данелии одноэтажный, без сауны и бильярда, дают.

— Георгий Николаевич, может, вам вообще приезжать на этот фестиваль не стоит? Подумайте.
И я подумал. Здесь река, лодка, удочка, на рассвете встаешь — спокойно, красиво, тишина, а там одноэтажный номер без сауны и тусовка. И решил, что фильм «Паспорт» прекрасно могут посмотреть и без меня. И авиабилет на Одессу сдал.
А в тот же день вечером по телевизору среди прочих новостей объявили, что в Одессе на фестивале «Золотой Дюк» будут 60-летие режиссера Данелии отмечать (25 августа 1990 года мне 60 стукнуло — никогда не думал, что до такого почтенного возраста доживу).
— Георгий Николаевич, надо лететь, — сказали все.
На следующий день товарищ в аэропорт поехал билет менять — с моим паспортом и удостоверением. В этом году я звание «Народный артист СССР» получил и удостоверение, которое президент СССР Горбачев подписал.
В кассах билетов на Одессу не было. Гена к дежурному администратору пошел и спросил:
— Может, для этого товарища местечко найдется? — и на стол перед ним мое удостоверение положил.
Администратор синюю книжицу взял, раскрыл, прочитал, закрыл.
— Пойдемте.
Они в зал для пассажиров вышли, администратор к урне направился, бросил туда мое удостоверение и плюнул.
— Вот так вот! — сказал он Гене, развернулся и ушел.
Гена извлек из урны мое оплеванное удостоверение, платком протер и опять к администратору последовал. Постучался, вошел.
— Ну, что еще?
— Билет на Одессу нужен.

— Этот антихрист страну до ручки довел, виноградники все вырубили, зарплату не платят, люди голодают, за водкой до смерти давятся, а я должен билеты для его жополизов искать?! Не дождется! — гневно произнес администратор.
— Ты «Мимино» смотрел? — спросил Гена.
— Смотрел, а что?
— Это он снял. Данелия.
В Одессу в кабине с летчиками я летел. Рассказывал, что в фильме «Джентльмены удачи» в цистерне не цемент, а подкрашенное тесто...».
«Из всех своих фильмов только «Не горюй!» на твердую пятерку оцениваю»
— Сегодня, с высоты прожитых лет, что-то в фильмах своих изменить вам не хотелось бы?
— Ну, скажем, если бы «Афоню» заново снимал, в деревню его бы не отсылал (смеется).
— Что ему, мол, там делать?
— Я даже как-то эту деревню отрезал и без нее в одном кинотеатре картину показывал. Помните ее?
— Конечно!

— Вот он в аэропорту лежит, к нему милиционер подходит — а где этот аэропорт, в деревне или Ярославле, где мы снимали, какое это имеет значение? Все посмотрели — и ничего, вопросов не было.
— Это правда, что вы свои фильмы по пятибалльной шкале оцениваете?
— Да.
— Пять с плюсом какой-то имеет?
— Нет.
— А твердую пятерку?
— «Не горюй!».
— «Осенний марафон», по-вашему, хуже?
— Наверное, и я объясню, почему. Его, в принципе, как снимать, понятно...
— ...а «Не горюй!» попробуй сними!
— Дело не в том: ни такой семьи, ни такого города не было — все надо было придумывать, создавать, а в итоге такой мир получился, что когда люди смотрят, за чистую монету все принимают.
Из книги Георгия Данелии «Безбилетный пассажир».
«Съемочная группа «Не горюй!» смешанная была: операторы и звуковики — с «Мосфильма», а режиссеры и администраторы — грузины, но работали дружно: я давно заметил, что когда люди работают, национальных проблем не возникает, однако недоразумения случались.
Когда в горах недалеко от Тбилиси снимали, кто-то еду с собой привозил, а кто-то в ресторан обедать ходил. Юсов с женой из ресторана вернулись, и он мне говорит:
— Мы уезжаем. Если грузины так к русским относятся, то и я кино про них снимать не хочу.
Выяснилось, что в ресторане Юсов потроха заказал, и ему сказали: «Нет», а потом наш Дато с ассистенткой-грузинкой пришел, и им потроха подали.
— Вадим, не горячись, — попросил я. — Что-то тут не то — может, ты хозяина чем-то обидел?
— Ничем я его не обижал — просто я русский.
Я к хозяину ресторана пошел.
— Уважаемый, — пояснил он, — посмотри в меню. Там написано: «Потроха — 37 коп.», а я на базаре их покупаю, порция рубль 60 мне обходится, и еще накладные, то, се... Два рубля. Грузин знает и два рубля платит, а русский или латыш как написано платит — 37 копеек: зачем же я буду подарки ему делать?
Я Вадиму все объяснил, сначала он не поверил, и вечером эксперимент мы поставили: Юсов в другой ресторан пришел и официанта, как я научил, попросил:
— Что-нибудь хорошее принесите, а сколько это стоит, я знаю.
И официант заказ выполнять кинулся.
Больше у Вадима Юсова в Грузии проблем не было.
Проблема у Евгения Леонова возникла.
Снимали мы под Гори сцену на мосту «встреча Бенжамена и Луки с Солдатом». В перерыве мы с Женей в столовую пошли, суп харчо заказали, и на Леонова из посетителей тут же один уставился — милиционер лет 50, худой, лысый, в мятой, застиранной гимнастерке. Просто глазами его буравил, и тогда Леонов не выдержал и спросил:
— Что?
— Я тебя узнал!
Женя улыбнулся — он привык, что его узнают, а милиционер наган достал и на Леонова наставил:
— Руки вверх!
— Ты что, очумел? — спросил я. — Ты что вытворяешь?
— И ты руки вверх! А то стреляю!
Мы с Леоновым руки подняли.
— Быстро на выход! А то стреляю!
— Пошли, — я Жене сказал, — вдруг этот идиот и в самом деле выстрелит.
И мы из столовой вышли и по улице пошагали — впереди мы с Леоновым с поднятыми руками, а сзади милиционер с наганом. Прохожие останавливаются, Леонова узнают, улыбаются, кто-то даже аплодирует... Киношники дурака валяют!
— Может, хоть руки опустить можно? — спросил я.
— Молчать! А то стреляю!
Так и пришли в отделение.
— Вот он, поймал! — сообщил милиционер начальнику.
— Опять? — устало спросил тот. — У тебя глаза есть? Ты на фотографию посмотри: тот худой, высокий, а этот... — Начальник осекся. — Извините, вы не актер Леонов?
— Да, это Евгений Леонов, — сказал я.
Начальник за голову схватился:
— Извините, товарищ Леонов! Он идиот! Он кретин! — И милиционеру: — Ты что вытворяешь?! Ты что, хочешь, чтобы меня вообще посадили? Давай сюда револьвер! Немедленно! И разрешение на ношение оружия! Нет у тебя больше разрешения! — И Жене: — Товарищ Леонов, тысячу раз извините! Из тюрьмы особо опасный преступник сбежал, по национальности — русский, и этот осел выслужиться решил: вы — уже пятый русский, которого он приводит! Вчера ученика девятого класса привел. — И на милиционера заорал: — Сколько можно тебе повторять, ишак, что русский — это не особая примета?! Русский — это национальность!».
Из книги Георгия Данелии «Тостуемый пьет до дна».
«Как-то с Гамзатовым и Огневым мы на моем «Москвиче» в Дом литераторов пообедать приехали. Пока я машину запирал и щетки снимал, чтобы их не украли, Расул и Володя в ресторан прошли. Меня на входе вахтерша остановила:
— Ваше удостоверение (в Дом литераторов только по членским билетам Союза писателей пускали, а у меня такого не было. — Г. Д.).
— Я шофер Расула Гамзатова, — сообразил я и щетки ей показал.
— Проходите.
Лет через 10, когда итальянская делегация приехала — Софи Лорен, Марчелло Мастроянни и Луиджи Де Лаурентиис, — я их на ужин в ресторан Дома литераторов пригласил.
За эти годы я узнаваемой личностью стал: меня несколько раз по телевизору в «Кинопанораме» показывали, фотографии в журнале «Советский экран» мелькали, и теперь в Доме литераторов меня встречали тепло и сердечно.
Когда мы все в вестибюль вошли, я вахтерше сказал:
— Это итальянские гости. Они со мной.
— Пожалуйста, пожалуйста, очень рады вас видеть! — поприветствовала меня вахтерша.
Я уже к гардеробу гостей повел, и вдруг за спиной мужской голос услышал:
— Ты чего это кого попало пускаешь? Почему членские билеты не спрашиваешь?!
Я обернулся. К вахтерше важный мужчина подошел (как выяснилось потом, администратор Дома литераторов).
— Это не кто попало, это гости вот этого товарища, — вахтерша на меня показала.
— Гражданин, я извиняюсь, вы член Союза писателей? — спросил меня администратор.
— Нет.
— Федор, не раздевай! — дал он команду гардеробщику. — Сожалею, но у нас только для членов Союза писателей.
Но тут вахтерша поспешно громким шепотом сообщила:
— Это шофер Расула Гамзатовича!
— Что же ты сразу не сказала?! Здравствуй, дорогой! — администратор крепко пожал мне руку. — Федор, раздевай!».
Популярность... Буба популярен с тех пор, как мальчишкой в ансамбле стал петь, и чтобы не узнавали, он в черных очках и надвинутой на глаза кепке ходил.
— Ты даже не представляешь, как это раздражать начинает, когда все на тебя глаза таращат, — говорил он.
Не помню случая, когда на него глаза не таращили.
Снимали мы на летном поле в Тбилисском аэропорту сцену «Голландские куры». Когда перерыв объявили, Буба меня позвал:
— Пошли в «Интурист» сосиски покушаем.
— А пустят?
— Пустят.
Большой зал с буфетом, столики, пусто — только за одним два грузина шампанское пьют, а в углу женщина в форме гражданской авиации журнал листает.
— Ты сиди, я принесу, — Буба к стойке буфета направился.
Я сел. Буба подошел к стойке и сказал:
— Шесть сосисок и два салата.
— Гражданин, здесь только интуристов обслуживают, — холодно ответила буфетчица.
— Ну а если мы очень попросим? — Буба снял черные очки и фирменной улыбкой своей улыбнулся.
— Гражданин, вы что, не слышите? Это зал, где только иностранных туристов обслуживают, — повторила буфетчица. — Уходите отсюда!
Буба в летной фуражке, с наклеенными усами был, и буфетчица его не узнала.
— Покажите нам в этом зале хотя бы одного иностранного туриста, и мы уйдем! — произнес с места я.
— А ну прекратите дискуссию! — начальственным тоном человек за столиком произнес. — Хотите, чтобы я милицию вызвал?!
— Вызывай, — сказал Буба, — только быстрее, пока у нас перерыв не закончился.
— Что?! — взревел человек. — Нелли, вызови Мераба, пусть он этих отсюда вышвырнет!
— Гурам Иванович, одну секундочку, — вмешалась женщина в форме. — Это же кинорежиссер Георгий Данелия! Георгий, не обижайтесь, Гурам Иванович вас не узнал. Нелли, отпусти тому в кожанке сосиски и все, что он скажет! — крикнула она буфетчице.
— Не нужны нам ваши паршивые сосиски! — вдруг взорвался Буба. — Пошли отсюда!
И зашагал к двери. В дверях не выдержал, повернулся, приклеенные усы содрал и сказал:
— Гурам Иванович, если ваш Мераб разыскивать меня будет, передайте, что Буба Кикабидзе автограф ему не даст.
Мне тоже выйти пришлось, я Бубу догнал, и мы шли молча. По времени никуда уже не успевали.
— А сосиски там были хорошие, — сказал Буба.
— Откуда ты знаешь?
— Пахло вкусно. Извини, сорвался.
Снимать голодные начали, и тут видим: Гурам Иванович идет, а за ним Нелли с подносом. На подносе две глубокие тарелки с дымящимися сосисками, хлеб, зелень, две бутылки шампанского и две плитки шоколада «Три богатыря».
Прежде чем эту сцену описывать, я Бубе позвонил и спросил разрешения.
— Николаевич, ты и про Никулинаса расскажи, — попросил он».
Что ж, «Совсем пропащий» в Литве, в Каунасе, мы снимали. Утром, до съемок, на рынке всякой снеди и копченой рыбы купили, вечером ужинать в моем номере гостиницы сели.
— Пиво купить забыли, — вздохнул Леонов.
— Младшие бегут в магазин, — сказал я.
Младшим по возрасту был Буба.
— Я сбегаю, — согласился Буба, — но пусть и Женя пойдет.
— Зачем? — Леонову никуда идти не хотелось.
— Магазины уже закрываются, а тебя узнают и дадут. (На роль герцога Буба усы и бородку отпустил, и никто его не узнавал).
Гастроном был закрыт, но продавщицы еще не ушли. Леонов к стеклу витрины прильнул, а Буба постучал и крикнул:
— Девочки! Посмотрите, кто к вам пришел!
Одна из продавщиц оглянулась, увидела Леонова и завопила:
— Рутас, иди сюда! Скорее! Посмотри! Там Никулинас стоит! Никулинас! (Леонова с Юрием Никулиным перепутала).
Мы с Женей в одном номере жили... Когда легли спать, он в темноте долго вздыхал, а потом пробормотал:
— Работаешь... Работаешь... А всем до лампочки... Э-х-х-х!
Обиделся».
Из книги Георгия Данелии «Кот ушел, а улыбка осталась».
«Однажды мы с Евгением Примаковым, Давидом Иоселиани и с женами отдохнуть и Новый, 2009 год, встретить в Иорданию полетели. Рано утром 31 декабря прибыли, расположились, столик в ресторане выбрали, новогодний ужин заказали... В 11 вечера в ресторан провожать Старый год пришли. На сцене музыканты, музыка грохочет, все скачут и трясутся. Тосты говорить невозможно, ничего не слышно, орать приходится, и даже ровно в 12 ничего не изменилось: музыка как грохотала, так и грохочет, все как скакали, так и скачут! Мы встали, чокнулись, прокричали:«Ура!»...

Ко мне парень в кофте с белыми оленями подошел и закричал:
— С Новым годом, Георгий Данелия!
— С Новым годом!
— Я ваш поклонник!
— Спасибо!
— Ваши фильмы люблю!
— Спасибо!
— Они прикольные!
— Спасибо!
— Господин Данелия, небольшая просьба, отодвиньтесь немножко!
— Что?
— В сторонку отойдите! — еще громче заорал он. — Я с Евгением Максимовичем Примаковым сфотографироваться хочу!».
(Продолжение в следующем номере)

Экс-министр внутренних дел Украины, экс-председатель Совета министров Крыма Экс-министр внутренних дел Украины, экс-председатель Совета министров Крыма
Гендиректор 3S.tv Павел ЕЛИЗАРОВ: «Наше общество организовывает Майданы, идет с голыми руками на «Беркут», вытряхивает из карманов последнюю гривну, чтобы купить в АТО берцы, картошку и сало, но при этом на выборах опять голосует за людей, которые АТО создали, и не гнушается взять у них 200 гривен»
Культовый советский кинорежиссер Георгий ДАНЕЛИЯ: «В юности Обама, говорят, мой фильм «Кин-дза-дза!» посмотрел и так его полюбил, что на все вопросы отвечал: «Ку»
Судья-снайпер Александр МАМАЛУЙ: «Нельзя человеку настолько потерять совесть, чтобы решить: «Они за меня пусть умирают, а я за них жить буду»
Наследственная неграмотность
Вера, Надежда, Москва
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги